Оптово-сервисный центр

Седова 22/2, офис 221

+7 (342) 214-01-01

Создание call-центра (ЦОВ) "под ключ"

Торгово-демонстрационный зал

Седова 22/2, офис 221

+7 (342) 270-00-78

Главная » Статьи » Рынок аутсорсинговых call-центров начал восстановление

Рынок аутсорсинговых call-центров начал восстановление


2009 год принес российскому рынку call-центров некоторые надежды на скорое восстановление и обозначил возможные пути роста. Необходимо использовать новые технологии и улуч?ать качество предоставляемых услуг, продолжая при этом снижать затраты.

В настоящее время рынок call-центров характеризуется следующими тенденциями. Во-первых, растет уровень понимания сути услуг call-центров, что свидетельствует об определенной зрелости рынка. Во-вторых, повы?аются требования клиентов к качеству предоставляемых услуг. В-третьих, растет доверие к сервису со стороны компаний малого и среднего бизнеса. При этом, в-четвертых, увеличивается число крупных клиентов (из числа страховых компаний, банков и т.д.), которые отказываются от внутренних call-центров в пользу аутсорсинговых. Параллельно увеличивается число клиентов, ранее нехарактерных для этой отрасли, таких как туристические и ?Т-компании. Наконец, растет потребность в дополнительных услугах.

2009 год принес российскому рынку call-центров некоторые надежды на скорое восстановление и обозначил возможные пути роста. Необходимо использовать новые технологии и улуч?ать качество предоставляемых услуг, продолжая при этом снижать затраты.

В настоящее время рынок call-центров характеризуется следующими тенденциями. Во-первых, растет уровень понимания сути услуг call-центров, что свидетельствует об определенной зрелости рынка. Во-вторых, повы?аются требования клиентов к качеству предоставляемых услуг. В-третьих, растет доверие к сервису со стороны компаний малого и среднего бизнеса. При этом, в-четвертых, увеличивается число крупных клиентов (из числа страховых компаний, банков и т.д.), которые отказываются от внутренних call-центров в пользу аутсорсинговых. Параллельно увеличивается число клиентов, ранее нехарактерных для этой отрасли, таких как туристические и ?Т-компании. Наконец, растет потребность в дополнительных услугах.

Распространение услуг, предоставляемых центрами обработки вызовов (ЦОВ), приводит к увеличению требований со стороны клиента к их качеству. При этом все мень?ую роль в качестве конкурентного преимущества играет цена.

Структура рынка

Российский рынок аутсорсинговых call-центров достаточно заметно монополизирован - 60% принадлежит 6 крупней?им компаниям, среди которых Teleperformance, "Телеконтакт" и "Билайн бизнес" (оценка IKS Consulting). Они же являются и старей?ими игроками на этом рынке, где появились в середине - конце 90-х.

Доли основных игроков на рынке аутсорсинговых call-центров

Тенденции развития контакт-центров в первую очередь обусловлены экономической составляющей. Если посмотреть на структуру доходов по видам деятельности, то станет ясно, что на сегодня?ний день львиная доля  выручки (60%) приходится на обработку входящих вызовов. Телемаркетинг занимает в структуре доходов всего 25%, что говорит о том, что российский бизнес еще не воспринимает call-центры как выгодный канал продаж.

Структура доходов call-центров по сервисам

Основная статья в структуре затрат – зарплата операторов, на нее приходится от 55% до 70% общих расходов. Сотрудники низ?его звена в среднем получают 15-25 тыс. руб. в месяц. Собственно, низкий уровень оплаты труда - основная причина текучки персонала и головной боли менеджеров.

Структура оперативных расходов call-центров

В связи с кризисом зарплата управленцев (16% в структуре расходов) упала на 10-15%. Впрочем, количество менеджеров редко бывает боль?е 30 человек. Таким образом, это заметная, но неизбежная и необходимая статья затрат.

Аренда площадей составляет затраты, которые можно и нужно постоянно снижать, находя более выгодные контракты или переезжая в другой район, город или страну. В целях экономии за два последних года сразу несколько call-центров переехали за пределы столицы, в частности, Telecontact находится теперь в Орле и Торжке, "Синтерра" - в Пскове.

У некоторых компаний, таких как "Билайн бизнес", "Аудиотеле" и др., расходы на каналы связи (8% в структуре расходов) сведены к минимуму, поскольку они сами являются игроками телекоммуникационного рынка.

В прочие расходы входит амортизация оборудования, маркетинговые акции, агентские отчисления.

Миграция за МКАД

Сокращение затрат на обслуживание call-центров – глобальная тенденция в  их развитии. В США в связи с новыми возможностями телекоммуникаций телефонное обслуживание переносится за границу, где рабочая сила де?евле. По данным зарубежных исследований, доля таких call-центров в мире составляет в данный момент 70–75%. Наиболее активно эти услуги выносятся в ?ндию, где в этом бизнесе занято уже около полумиллиона человек.

Для американских и европейских компаний перенос телефонных центров обслуживания именно в эту страну очень выгоден. Во-первых, боль?инство населения ?ндии владеет английским языком, во-вторых, квалифицированная рабочая сила в ?ндии значительно де?евле. Оператор получает зарплату в рупиях, эквивалентную 180–50 долл. в месяц, а конкуренция достигает 10–5 человек на место, так как для индийского рынка труда это достаточно высокая зарплата.

В на?ей стране идет похожий процесс – происходит перенос производственных площадок ЦОВ из Москвы в регионы (в некоторых случаях и за пределы РФ). Это связано, прежде всего, с политикой сокращения издержек, проводимой боль?инством call-центров в связи с конкурентной борьбой.

Российский сотовый оператор "Мобильные телесистемы" (МТС) к середине 2010 г. полностью переведет call-центр, обслуживающий абонентов Москвы и Подмосковья, в Нижний Новгород. Существующий московский call-центр будет ликвидирован. Партнеры МТС по "боль?ой сотовой тройке" уже давно работают над перемещением call-центров из Москвы или их дублированием. Так, "Вымпелком" перенес основной call-центр в Тверь еще в 2006 г., кроме того в "Вымпелкоме" работают call-центры в каждом из макрорегионов и в Москве. Осенью 2009 г. Мегафон открыл call-центр в Туле, но при этом сохранил и московский call-центр - было ре?ено его не закрывать.

?зменение маржи call-центров за 2007-2010 гг, %

Докризисная маржа составляла порядка 30% от выручки, в кризис же выручка компаний снизилась, соответственно, снизилась и маржа в среднем до 22%. В 2010 по прогнозам экспертов маржа будет постепенно увеличиваться, однако все еще не достигнет докризисного уровня. Компании принимают меры, чтобы снизить издержки, однако необходимо не только не забывать о качестве, но и совер?енствовать техническую базу, внедрять инновационные разработки.

Ориентация на качество

Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Genesys, 85% потребителей готовы отказаться от товаров и услуг компании из-за плохой работы службы поддержки. 56% опро?енных ответили, что хоро?ая работа call-центра является ключевым фактором, влияющим на их лояльность к той или иной фирме. 89% покупателей признались, что готовы совер?ить покупку повторно, даже если с товаром или услугой были проблемы, но служба поддержки оперативно их ре?ила.

Российские компании тратят огромные суммы на построение при помощи call-центров индивидуальных коммуникаций со своими клиентами. Результат сложно оценить в денежном выражении, но исключить call-центр из статей расходов уже невозможно. Чем вы?е уровень конкуренции в той или иной отрасли, тем сильнее потребность компаний сектора в таких центрах.

По мере насыщения спроса боль?инство компаний для покупателя перестают чем-либо отличаться: появляется примерно одинаковый набор продуктов и предложений, выравниваются цены. Технические нов?ества и удачные маркетинговые ходы быстро копируются. Средства на развитие легко находятся благодаря доступу к международным финансовым рынкам. Ни цены, ни ассортимент продуктов и услуг не могут быть долгосрочным конкурентным преимуществом. Зато сервис и качество обслуживания дают нематериальное долгосрочное преимущество, которое сложно скопировать.

Сегодня на конкурентном рынке у компаний все мень?е возможности привлекать клиентов с помощью снижения цен. Необходимо искать другие конкурентные преимущества. Повы?ение уровня обслуживания клиентов — одно из них.

Структура доходов call-центров по отраслям

В своей работе call-центрам необходимо опираться, прежде всего, на основные потребности и индивидуальные особенности клиента, при этом соответствуя самым высоким требованиям заказчика, ведь клиент доверяет центрам  заботу о самом  дорогом, что у него есть – своих конечных потребителях.

Сегодня опыт работы с крупными российскими и международными компаниями является одним из ключевых преимуществ аутсорсингового call-центра. Клиентам доступны услуги от обычного многоканального номера для входящих звонков (reception) до сложных отраслевых ре?ений включая многоуровневые службы поддержки. Причем запросы россиян чаще касаются услуг reception, горячей линии и справочной линии. ?ностранцы предпочитают полноценные информационно-технические центры поддержки клиентов, от сотрудников которых требуются глубокие знания продуктов и услуг. Эти центры встроены в сквозные операционные бизнес-процессы компаний-заказчиков, и в том числе  являются маркетинговым инструментом. Обращаясь в аутсорсинговый call-центр, клиенты сокращают свои расходы и получают более качественный уровень обслуживания.

Признанный профессионализм не появляется из ниоткуда. Клиенты осуществляют полный контроль и аудит проектов, ведь качество сервиса сказывается на удовлетворенности и лояльности их клиентской базы. Одна из форм аудита  — звонок "таинственного покупателя".

Внутри call-центра тоже идет непрерывный мониторинг качества. Регулярно проводится анализ удовлетворенности клиентов, отслеживается процент повторных обращений (основной показатель качества  — ре?ение проблемы клиента с первого звонка). 

Ведущие call-центры уделяют боль?ое внимание качеству сервиса и ориентируются на мировые стандарты луч?их практик. Требования клиентов настолько высоки, что без специализированных знаний работы и управления call-центром здесь не обойтись. Лидирующие call-центры работают по принципам СОРС (Customer Operations Performance Center) - это ведущий мировой стандарт качества работы call-центров. Основной принцип COPC звучит так — Customer Satisfaction & Revenue is UP, Cost is DOWN, то есть повы?ение удовлетворенности клиентов и увеличение доходности при сокращении капитальных затрат.

Технологии будущего

Рынок call-центров как часть телекоммуникационного рынка, безусловно, высокотехнологичен. Здесь чаще и быстрее происходят качественные изменения, совер?енствуется материальная база, ведущие мировые компании-поставщики оборудования предлагают новое, более совер?енное оборудование и технологии.

Признанными мировыми лидерами в области организации call-центров являются Avaya, Nortel, Cisco Systems и Alcatel. Все они представлены в России. Call-центры Avaya установлены, например, в "Вымпелкоме", "Мегафоне" и "Сбербанке", ре?ения Cisco используются в ФК "Уралсиб", оборудование Nortel установлено в "Росгосстрахе", а Alcatel помогает в организации call-центра МТС.

Одно из основных направлений развития call-центров - это автоматизация их работы. Технология IVR (интерактивное речевое взаимодействие), позволяет абонентам без участия оператора получать ответы на наиболее типичные и простые вопросы. Соединив?емуся с call-центром клиенту предлагается голосовое меню, где с помощью сигналов тонового набора он выбирает, какую информацию хотел бы прослу?ать. Если клиенты согласны пользоваться такой системой, то, в зависимости от специфики задачи, время общения абонентов с живыми агентами сокращается на 15% (а иногда и на 80%!). Таким образом, внедрение IVR позволяет не только увеличить качество обслуживания, но и сократить затраты на персонал. Уже разработана система распознавания голоса, причем процент точности распознавания приближается к 99%. Эта технология – драйвер call-центров в ближай?ем будущем. 

В России практически не используется распознавание голоса. В редких  компаниях оно есть - клиент может позвонить в офис, назвать фамилию, и его автоматически соединят с нужным человеком. Причем, даже если тот у себя дома, а не в офисе, call-центр автоматически определит местонахождение сотрудника и дозвонится ему, например, например, на мобильный телефон.

Российский рынок call-центров сейчас переживает не луч?ие времена: послекризисное "замирание" экономики, обострение конкурентной борьбы, повы?енные требования к качеству – все это требует от топ-менеджмента call-центров скорей?ей реакции.

Пути ре?ения сложив?ейся ситуации просты: снижение издержек за счет переноса контакт-центров за пределы Москвы и Санкт-Петербурга (это позволяет снизить затраты на аренду и персонал), внедрение и совер?енствование систем контроля качества и работа над внедрением инновационных ре?ений, автоматизация работы операторов.

В данной ситуации выиграет тот, кто будет принимать наиболее эффективные ре?ения и вкладывать средства в развитие. Кто это будет, покажет время.